28.04.2011
SCHIZOPHRENIA
Шизофрения (от древнегреч. «расщепление души») – полиморфное психическое расстройство, связанное с дезинтеграцией процессов мышления и эмоциональных реакций («Schizophrenia», Concise Medical Dictionary. Oxford University Press, 2010).
Клиника шизофрении представлена большим спектром психопатологических проявлений. Наиболее типичными являются нарушения интеллекта и эмоций. Характерны устойчивые бредовые идеи, которые культурно неадекватны, нелепы, невозможны и/или грандиозны по содержанию. Сам больной считает свои бредовые идеи единственно верными и не понимает, почему другие так не думают.
Мысли, возникающие на болезненной основе, полностью овладевают его сознанием и не поддаются коррекции (больного невозможно разубедить). Критика полностью отсутствует. При расстройствах мышления больные жалуются на невозможность сосредоточить мысли, неуправляемый их поток, закупорку или остановку мыслей, параллельные мысли. В то же время для них характерна способность улавливать особый смысл в словах, предложениях. Они могут создавать новые слова (неологизмы), использовать при изложении своих мыслей определенную символику, только им понятную абстракцию. В речи их бывает трудно уловить смысл в связи с витиеватым, логически непоследовательным изложением. Речь может быть дезорганизована: частые соскальзывания или непоследовательность, абстрактное ее содержание, нарушение ассоциативного мышления.
Наличие указанных симптомов свыше месяца свидетельствует о наличии одной из форм шизофрении
Казалось бы, какое отношение это все имеет к нашей университетской жизни?..
Эпизод первый. Передел
За четыре года нахождения Н.М.Кропачева у власти в должности первого проректора, а затем и ректора изменение роли и значения факультетов в СПбГУ происходило неоднократно и было весьма существенным. Структуру университета «бросало» то в жар, то в холод. Причем, именно Н.М.Кропачев каждый раз был инициатором передела. А всего за три года их – переделов – было уже целых пять (!).
1. 2007-й год. После классической университетской модели с 4-5 проректорами и 19 свободными в академическом и научном плане факультетами, ведомыми Учеными советами, была внедрена модель самостоятельных факультетов, поглотивших НИИ, с возрастающей руководящей ролью деканов. Деканы возглавили комиссии Ученого совета.
2. 2008-2009гг. Свобода факультетов. Факультеты стали обособленными структурными подразделениями СПбГУ. Им организовали собственные отделы кадров, бухгалтерии, были открыты внебюджетные и бюджетные счета, из централизованного фонда на факультеты были переведены ставки бухгалтеров, экономистов и кадровиков, в состав факультетов стали вводить работников централизованных хозяйственных служб. Деканы факультетов по доверенности ректора получили широкие полномочия, стали самостоятельно распоряжаться финансовыми средствами, принимать и увольнять работников, выплачивать стипендии и т.д. Ректор стал сам назначать деканам премии, по тем временам существенные. Основной лозунг: «сильные факультеты – сильный университет».
3. 2009-2010гг. Ликвидация самостоятельности факультетов. Новый лозунг: «полная централизация, университет един, все деньги – мне». Были показательно уволены наиболее независимые деканы, других тихо сместили или повысили. Счета закрыли, полномочия деканов и Ученых советов факультетов свели к нулю. Факультеты стали дробить (за два года: философский, медицинский, филологический, журналистики), причем, не образовывать новые, а именно дробить. Не появилось ни одной новой специальности, ни одной новой площадки. Именно такая практика существовала раньше при открытии новых факультетов, в частности, факультетов международных отношений, менеджмента и медицинского. Сегодня же просто берут и на старом месте вешают две вывески: факультет 1 и факультет 2.
4. 2010-й год ознаменовался появлением «кустов», в которые насильно были объединены факультеты. Ключевой фигурой в управлении стал назначаемый проректор – ему передали все полномочия деканов. Здравомыслящая университетская общественность так и не смогла определить родство медицины и юриспруденции или геологии и менеджмента. Факультеты оказались лишены всяческой самостоятельности не только в хозяйственной деятельности, но и в организации учебного процесса и научных исследований.
5. 2011-й год. Поменяли основной правовой документ университета – Устав. Слово «факультет» в тексте Устава сохранилось, правда, в виде некоего абстрактного «учебно-научного структурного подразделения». Но стало изыматься из приказов, внутренней деловой переписки, рекламной продукции и т.д. При этом вдруг выяснилось, что на всех факультетах, которые еще пару лет назад были вне подозрений, все было неправильно: и учеба, и наука, и зарплата. По новому Уставу ни у декана, ни у Ученого совета как факультета, так и всего университета, нет никаких полномочий. Зато «ректор может все, что угодно».
К апрелю 2011-го на факультетах и в деканском корпусе начались брожение и недовольство. И тут с трибуны Ученого совета мы вдруг снова услышали от теперешнего ректора-начальника новый-старый посыл: «Что вы, что вы, главное – это сильные факультеты!»
Эпизод второй. Ближний круг
До прихода Н.М.Кропачева к власти всем была понятна классическая академическая модель управления, проверенная на прочность годами. В университете есть ректор, 4-5 проректоров по основным направлениям, деканы, возглавляющие факультеты. Ректор Н.М.Кропачев пять раз «потряс» руководящие кадры. В результате десяток уважаемых людей сменили за два года по две-три должности. Интересен путь, например, И.А.Дементьева в 2007-2011гг. Проректор по учебной работе – проректор по инновациям – проректор-руководитель Аппарата ректора – пропонд по петергофским факультетам – вновь проректор-руководитель Аппарата ректора (докторскую диссертацию он так и не защитил).
1. 2008-2009 гг. Первая реформа управления Н.М.Кропачева основана на том, что деканы факультетов должны стать одновременно и проректорами. Так, И.П.Бойко становится первым проректором по экономике, И.А.Горлинский – первым проректором по учебной и научной работе, К.К.Худолей – проректором по международным связям, Н.Г.Скворцов – проректором по науке, Н.В.Каледин – проректором по учебной работе, В.С.Катькало - проректором по приему. Категорически отказываются от должности проректоров лишь два декана – Петров и Шишкина. Первому была предложена должность проректора по науке, второй – по связям с общественностью. Сам Н.М.Кропачев, будучи ректором, одновременно оставался и деканом юридического факультета, грубо нарушая при этом положения части 6 статьи 35 Закона «Об образовании».
Не попавшие в ректорат деканы возглавили комиссии Ученого совета СПбГУ. На все возражения общественности о том, что физически невозможно совмещать эти две должности, ректор отвечал: «Надо работать по 12 часов в сутки!».
2. 2009-2010гг. Следующий «вираж» мысли ректора: должности декана и проректора, оказывается, совмещать уже нельзя – это управленчески неверно. Один человек с таким объемом работы справиться не может. Всех деканов-проректоров опять же насильно вынуждают определиться, кто они: проректоры или деканы. Так произошло первое массовое «размножение» ректората.
3. 2010-й год. Новый поворот определяет появление пропондов – проректоров по «кустам» (несколько факультетов, объединенных по принципам, понятным только необычному ректорскому уму).
Общее количество проректоров возрастает до 17. У каждого свой аппарат, управления и т.д. При этом корпус деканов за два года обновлен уже на три четверти. Требования к личности декана варьируют в неспокойном воображении ректора от министра и маэстро до банкира среднего звена или «женщины не старше 40 лет».
4. 2010-2011гг. Симптоматика продолжает усиливаться – в штатном расписании факультетов ликвидируются должности деканов, на очереди – заведующие кафедрами. Их избирают на должность, но оформляют новый статус… надбавкой за совмещение.
5. 2011-й год, весна. Новая реформаторская идея Н.М.Кропачева: проректоры (как мы помним, недавние деканы) не должны заниматься преподавательской деятельностью на факультетах. Опять необходимо сделать выбор: или-или…
Эпизод третий. Любовь и нелюбовь
В области медицины ректорская мысль сделала четыре «виража».
Нелюбовь. Медицинский факультет, открытый в 1995 г., не имел собственной базы и требовал многих финансовых вложений. Н.М.Кропачев на Ученом совете выступал против. На тот момент все основные деньги «в казну» приносили юристы и экономисты, возможно, делиться не хотелось.
Любовь. Она случилась вдруг. В 2003 г. университет создал свою поликлинику, в том же году на базе факультета был образован Медицинский центр СПбГУ. Н.М.Кропачев лично обосновал юридический казус: как в состав университетского Медцентра может входить самостоятельное юрлицо АНО «Поликлиника СПбГУ», отдал Медцентру юрфаковские площади на 8-й линии В.О. и купил оборудование на юрфаковские деньги. Далее при новом ректоре Медцентр и вовсе приобрел особый статус, оговоренный в п.21 прежнего Устава СПбГУ, получил бюджетный и внебюджетный счет, собственную бухгалтерию, отдел кадров и т.д., прирос Медицинским колледжем и ОК «Университетский». Декан медфака С.В.Петров возглавил научную комиссию Ученого совета, был Председателем счетной комиссии при голосовании по кандидатуре самого Н.М.Кропачева.
Измена. Она тоже случилась вдруг. После резкого выступления С.В.Петрова на Ученом совете СПбГУ по поводу трагической участи университетской науки, оказалось, что Медцентр «неправильно работает». Были изгнаны «Делоры», до этого момента любимые и уважаемые универсантами, отнята историческая площадка Поликлиники на Менделеевской линии, изменено Положение о Медцентре, ликвидирован его особый статус. С.В.Петров получил 7 выговоров и был уволен со всех должностей. В состав управляющих Медцентром советов вместо профессоров-медиков ввели проректоров и деканов. Однако, собирались они за два года лишь один раз: чтобы уволить С.В.Петрова. Всю медицину отдали дружественному СОГАЗУ.
Пустота. В новом Уставе СПбГУ о Медцентре нет ни слова. Из оставшихся следов – лишь медицинская карта Н.М.Кропачева, которую он своевременно забрал домой из Медцентра, да упоминание в биографии ректора: в 2007г. стал лауреатом Премии Правительства РФ («За создание Медицинского центра СПбГУ»)...
Эпизод четвертый. «Открытый» прием
В этом сюжете снова четыре серии кропачевских мыслей.
Но вначале легенда.
Легенда. Декан одного из факультетов университета очень любил похвастать перед близкими людьми и показать самую главную реликвию факультета, передававшуюся от декана к декану: фамилии поступивших на факультет по блату с фамилиями просителей. Последним достижением, его личным (!) изобретением стало обязательное приобщение собственноручной подписи просителя. Как объяснял декан, станет нужно – всегда можно найти бумажку, показать нужному человеку и «нагнуть» его на что угодно. А угодно было нагнуть на многое, так что нагибал и нагибал...
1-я серия. Попытка – не пытка. Корни сюжета борьбы за «открытый» прием уходят еще в 1999-й год, когда декан юрфака Н.М.Кропачев заснял что-то скрытой камерой на вступительном сочинении при поступлении на факультет и «сдал» материалы журналистам питерского ТВ для открытого показа. Тогда это делалось для того, чтобы «вывести на чистую воду» ректорат. Это был своеобразный шантаж руководства университета, мешавшего осуществлению сепаратистских настроений Н.М.Кропачева по отделению юрфака от университета. Тогда, как вы помните, декана Кропачева уволили, и первая попытка так и осталась попыткой.
2-я серия. Удачная. В течение ряда лет Н.М.Кропачев добивается того, чтобы в прием на юридический факультет никто не смог вмешаться. Для полной изоляции «открытого» приема даже пришлось подтянуть другие факультеты. Были «усилены» факультетские приемные комиссии, а Центральная приемная комиссия – распущена. Деканы стали сами официально рулить процессом поступления.
3-я серия. Все назад. Как всегда, длилось это недолго: Н.М.Кропачеву захотелось ресурса всего университета. Поэтому вскоре прием централизовали, но уже не под руководством Центральной приемной комиссии, а непосредственно под руководством заместителя проректора по учебной работе, выпускницы юрфака Е.Г.Бабелюк. И опять появилось предложение использовать видеокамеры на всех экзаменах, только теперь, как заявил сам ректор, уже не для телевидения, а для внутреннего использования.
4-я серия. Любовь к ЕГЭ. При этом ректор очень «полюбил» ЕГЭ. Хотя особый статус позволяет СПбГУ устанавливать дополнительные вступительные испытания, в университете стал резко сокращаться их перечень. В конце концов, дополнительные испытания сохранились только у трех направлений. И вот тут, что называется, наступает момент истины (!). Дополнительные испытания, как известно, нужны для того, чтобы определить способности абитуриента при поступлении на творческие специальности. Но при чем здесь… юриспруденция?! Хотя, если относиться к этой специальности «по-кропачевски», то она и впрямь – творческая.
Ведь ректору нужен «творческий» подход к начальнику Главного следственного управления при ГУВД СПб генералу А.В.Романову и его помощникам полковникам А.А.Плешкову и В.А.Разепину, к другим начальникам. Ведь как иначе возбудить уголовные дела для устрашения неугодных деканов, как добиться того, чтобы их без конца продлевали? Кто подпишет соответствующие бумаги, кто возьмет на себя такую ответственность?
Вот и появляются среди студентов юрфака К.А.Романов, А.А.Плешков, Е.В.Разепина...
Эпизод пятый. Особенности речи
Теперь о «дезорганизации речи и нарушении ассоциативного мышления». Для примеров «своеобразия ректорской речи» отсылаем вас к публикуемым на сайте СПбГУ отчетам с деканских совещаний, содержащим весьма пространные выступления ректора Н.М.Кропачева (ссылка), а также к его интервью студенческой газете Uni. Напоминаем также фрагмент интервью «Новой газете» № 51-52 от 18 мая 2009г. («Громит науки»).
«Мы попросили ректора СПБГУ прокомментировать события. Между ним и обозревателем «Новой» Мариной Токаревой произошел диалог, который мы приводим дословно.
– Николай Михайлович, можете уделить нам несколько минут для комментария?
– Как дальше это все будет организовываться? Если я вам наговорю, кто это из моих сотрудников сможет прочитать?
– Кого укажете, тот и прочтет.
– Какие гарантии, что то, что я скажу, будет напечатано в том виде, в котором я скажу?
– Абсолютные. Ни буквы не будет изменено.
– Тогда какие вопросы, с чем связаны, чему посвящены?
– Их два. Первый – что, на ваш взгляд, могло бы вывести Петербургский университет с 480-го места в мировом рейтинге высших учебных заведений? И второй: причины конфликта с Медицинским центром и его руководителем?
– Но вам ведь говорили, на какие вопросы я буду отвечать, на какие нет, а вы все равно их задаете. Есть ли смысл нам продолжать разговор после этого?
– Это связано с тем, что идут суды или с иными соображениями?
– Это ответ на вопрос! Я вам этого не говорил! Это честно? Я не комментирую этот вопрос!
– Тогда, если возможно, перейдем к первому вопросу.
– Я не готов сейчас его комментировать тоже».
Рекомендации врача (из интернета)
Когда вы сталкиваетесь с симптомами шизофрении, то сможете оказать больному наиболее эффективную помощь в том случае, если достаточно осведомлены об особенностях этой болезни. Вы не должны спорить с больным или показывать, что вы напуганы его поведением. Нужно сохранять спокойствие и проявлять к больному сочувствие.
В некоторых случаях поведение больного может быть странным или даже опасным. Сохраняйте спокойствие и постарайтесь понять допустимые границы странного поведения. К вызову милиции или "Скорой помощи" следует прибегать в крайних случаях, когда вы не в состоянии предотвратить опасные поступки пациента.
Больные шизофренией очень часто не отдают себе отчета в том, что они больны и поэтому бывает очень трудно убедить их в том, что они должны лечиться. Если вам не удалось этого сделать, вы можете прибегнуть к лечению без согласия самого больного. В Законе о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании есть статья, предусматривающая возможность такой госпитализации.
PS. Сразу после опубликования данного материала на официальном сайте СПбГУ, а также на сайте В.Волохонского мы обнаружили информацию об очередном переименовании должностей руководящих работников университета. Проректоры по обеспечению реализации образовательных программ и осуществлению научной деятельности по направлениям (ПРОПОНДы) стали Проректорами по обеспечению работы факультетов (ПРОРАБами).
Весна, однако...
|