Уважаемые члены Ученого совета СПбГУ, универсанты!
Все мы находимся на пороге очень важного события – утверждения новой редакции Устава СПбГУ в соответствии с Федеральным законом «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Указом Президента РФ, обязывающим нас принять и утвердить данный документ до ноября 2010 года.
К сожалению, работа над новой редакцией Устава велась скрытно от основной массы универсантов. Принять новый Устав планируется уже 15 июня 2010 года, на Конференции СПбГУ. Перед этим, 31 мая состоится заседание Ученого совета Университета, посвященное рассмотрению проекта Устава. Однако до сих пор подавляющее большинство (!!!) преподавателей, сотрудников и студентов не знает о том, каким же будет новый Устав. Проект НЕ ОБСУЖДАЛСЯ в коллективах, он НЕ ОПУБЛИКОВАН на официальном сайте, познакомиться с ним смогли пока только отдельные сотрудники СПбГУ, в основном из числа руководителей.
Между тем, даже первое знакомство с положениями нового Устава позволяет сделать однозначный вывод: принятие этого документа приведет к резкому ограничению университетских свобод, фактическому сведению на «нет» принципа коллегиальности в управлении Университетом и провозглашению режима личной власти одного человека – ректора СПбГУ.
Важно отметить: внесение в Устав большинства изменений никак НЕ ОБУСЛОВЛЕНО ТРЕБОВАНИЯМИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА! Это целиком и полностью инициатива разработчиков проекта!
Ниже мы публикуем нашу оценку предлагаемого проекта.
1. При разработке новой редакции Устава допущены серьезные нарушения.
Несмотря на то, что проект нового Устава СПбГУ разрабатывался в течение нескольких месяцев квалифицированной (как нам казалось) командой юристов, членам Ученого совета СПбГУ 18 мая 2010 года для подготовки к заседанию 31 мая был разослан сырой, недоработанный документ. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что тремя днями позже, 21 мая 2010 года, на рассмотрение Постоянных комиссий Ученого совета был представлен уже другой вариант Устава, примерно на 10% отличающийся от разосланного 18 мая. По нашим сведениям, существуют поправки Первого проректора по учебной и научной работе И.А.Горлинского от 21.05.2010, состоящие из 64 пунктов.
В связи с этим непонятно, какой вариант новой редакции Устава разослан членам Ученого совета СПБГУ?! Члены совета должны были за 10 дней до проведения заседания получить выверенный окончательный вариант, учитывающий мнение всех Постоянных комиссий Ученого совета и всех универсантов.
Считаем подобные поспешность и непрофессионализм при подготовке важнейшего нормативного акта Университета категорически недопустимыми!
2. Новая редакция Устава предполагает значительное увеличение полномочий ректора СПбГУ при существенном снижении роли выборных органов управления университетом – Конференции и Ученого совета.
Согласно новому Уставу СПбГУ:
2.1. Конференция из высшего органа самоуправления Университета (норма действующего Устава) превращается в «коллегиальный орган управления», полномочия которого сведены до двух пунктов: принятие Устава и внесение в него изменений; избрание Ученого совета СПбГУ и изменение его состава.
2.2. Полномочия Ученого совета СПбГУ резко ограничены.
а) Вместо органа, осуществляющего общее руководство Университетом (норма действующего Устава), Ученый совет превращается просто в «выборный представительный орган».
б) Функции Ученого совета СПбГУ сведены к 12 позициям, вместо 33, закрепленных в действующем Уставе.
Наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие изменения. Ученый совет теперь:
• НЕ «утверждает стратегию (концепцию) развития Университета»;
• НЕ «заслушивает и обсуждает ежегодные отчеты Ректора о деятельности Университета»;
• НЕ «обсуждает и устанавливает принципы распределения финансовых средств между факультетами, другими структурными подразделениями Университета»;
• НЕ «принимает положения о централизованных фондах Университета»;
• НЕ «принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации основных структурных подразделений Университета», а лишь обсуждает;
• НЕ «принимает Типовое положение о факультете Университета, типовые положения об иных структурных подразделениях Университета»;
• НЕ принимает «по предложению Ректора … перечень основных подразделений Университета», НЕ «вносит в него изменения и дополнения»;
• НЕ «принимает решения о создании, реорганизации, ликвидации и переименовании кафедр Университета», а лишь обсуждает;
• НЕ «принимает тематический план научно-исследовательских работ Университета, выполняемых по заданию учредителя», НЕ «заслушивает отчет о научно-исследовательской деятельности Университета»;
• НЕ «определяет порядок избрания деканов факультетов и заведующих кафедрами»;
• НЕ «утверждает символику Санкт-Петербургского государственного университета».
Большинство перечисленных функций Ученого совета СПбГУ в соответствии с предлагаемой новой редакцией Устава теперь являются полномочиями ректора СПбГУ.
в) Снижение роли Ученого совета СПбГУ закреплено в пункте 5.13 нового Устава, в соответствии с которым: «Ученый совет собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца, кроме летнего периода». Элементарный подсчет позволяет определить периодичность заседаний совета – три раза в год (например, октябрь, январь, апрель). При этом все полномочия совета, согласно пункту 5.14 нового Устава, передаются Сенату, состоящему из назначенных ректором проректоров и деканов. По новому Уставу в состав Сената не входят представители профсоюзных организаций, как это было раньше (пункт 63 действующего Устава). Новый Устав никак не оговаривает право других членов Ученого совета присутствовать на заседаниях Сената с правом совещательного голоса.
г) в соответствие с п.5.7 проекта нового Устава теперь члена Ученого совета СПбГУ можно вывести из его состава не только решением Конференции, но и решением самого Ученого совета.
д) Решения Конференции и Постановления Ученого совета теперь НЕ являются локальными актами, регламентирующими деятельность Университета. К таковым актам в проекте новой редакции Устава отнесены лишь приказы и распоряжения ректора и проректоров.
Таким образом, в соответствии с предлагаемой редакцией, Ученый совет из органа решающего превращается в орган обсуждающий, да и то далеко не все вопросы. Все решения принимает ректор.
3. Вопреки своим предвыборным обещаниям, ректор предлагает лишить факультеты самостоятельности.
а) Выборы декана и заведующих кафедрами будут проходить на Ученом совете СПбГУ. Назвать подобные действия выборами вообще нельзя. Любые выборы по своей сути подразумевают избрание коллективом своего руководителя. Однако, по новому Уставу, на Ученом совете факультета этот вопрос лишь обсуждается. Голосование по кандидатурам на факультетском совете в проекте нового Устава не предусмотрено. При этом правом выдвижения кандидатур будут обладать ректор и научно-педагогические работники Университета (!). Декан будет избираться «из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников высшего учебного заведения, имеющих ученую степень или звание”.
Таким образом, деканом факультета может стать человек, не работающий на данном факультете и вообще в СПбГУ.
б) Созыв Конференции факультета, в соответствии с новым Уставом, возможен только по приказу ректора. Иной механизм в новом Уставе не предусмотрен, полномочия Конференции факультета никак не определены.
в) Ученый совет факультета перестает осуществлять общее руководство факультетом (норма действующего Устава), а становится лишь представительным органом.
г) В действующем Уставе оговорены порядок избрания Ученого совета факультета, а также его полномочия (всего 12 позиций). Согласно новому Уставу порядок создания и деятельности, состав и полномочия Ученого совета факультета определяются Ученым советом Университета. Совершенно неопределенной представляется фраза «Ученый совет Университета вправе поручить ученому совету факультета осуществлять часть своих полномочий». Что значит вправе, о каких полномочиях идет речь? Означает ли это, что одному факультету могут доверить проведение конкурса на должности профессорско-преподавательского состава, а другому – нет?
д) В действующем Уставе полномочия декана факультета зафиксированы в отдельном пункте (пункт 84, всего 10 позиций). В новом Уставе функции декана и его роль в Университете не отражены никак.
е) В проекте нового Устава СПбГУ отсутствует перечень факультетов. Фактически решение о создании, реорганизации и ликвидации структурных подразделений Университета и факультетов принимается ректором. Такая норма закладывает основу нестабильности существования коллективов, неуверенности в завтрашнем дне, делает невозможным наделение факультетов реальной самостоятельностью. Создаются условия для постоянных преобразований в структуре Университета в угоду конъюнктуре, личным амбициям руководства, корыстным интересам отдельных лиц. Становятся бессмысленными и невыполнимыми любые долгосрочные программы развития СПбГУ.
Лишение факультетов самостоятельности и полная централизация управления возможны в ведомственном вузе. Но это губительно для такой структуры, как Санкт-Петербургский университет!
4. Новый Устав СПбГУ существенно ограничивает права преподавателей и сотрудников.
По сравнению с действующим Уставом, в проекте нового Устава СПбГУ отсутствуют такие важные права преподавателей и сотрудников, как:
а) право «на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, не ущемляющих аналогичное право других и не унижающих человеческое достоинство»;
б) право «на защиту своей профессиональной чести и достоинства»;
в) право «на свободу совести и выбор политических воззрений»;
г) право «на юридическое закрепление авторства на объекты интеллектуальной собственности»;
д) право «на объединение в профсоюзные и иные общественные организации, деятельность которых допускается и регулируется законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом».
5. Этическая комиссия – новый орган для борьбы с неугодными.
Впервые в истории Университета в проекте нового Устава СПбГУ предусмотрено создание Этической комиссии Университета, которая «вправе признать действия работника или обучающегося Университета не соответствующими нравственным и культурным традициям Университета, общепринятым в Университете моральным нравственным и этическим нормам (аморальными)». То есть, признать нарушение преподавателем Устава Университета (п.6.19, подпункт 7 нового Устава) и создать формальный признак для его увольнения по ст.336, ч.1 Трудового кодекса РФ (повторное в течение года грубое нарушение Устава) или по ст.81, ч.8 ТК РФ (совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка).
Создание данной комиссии означает появление у администрации инструмента для борьбы с неугодными, инакомыслящими преподавателями и напоминает «коллективные осуждения» эпохи 30-х и 70-х годов ХХ века. Рассматривать вопрос комиссия будет по «ходатайству ректора или не менее 30 членов Ученого совета», то есть фактически при полном использовании административного ресурса.
6. Новый Устав СПбГУ существенно ограничивает права студентов.
По сравнению с действующим Уставом, в проекте нового Устава СПбГУ отсутствуют такие права студентов, как:
а) право «на участие в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»;
б) право «на получение образования по военной специальности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации»;
в) право «на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, не ущемляющих аналогичное право других и не унижающих человеческое достоинство»;
г) право «на свободу совести и выбор политических воззрений»;
д) право «на защиту своей чести и достоинства»;
е) право «на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности Университета и его подразделений, в том числе и через общественные организации и органы управления Университета»;
ж) право «на однократное бесплатное получение студенческого билета и зачетной книжки»;
з) право «на работу в свободное от учебы время в организациях, учреждениях, на предприятиях независимо от их организационно-правовых форм»;
и) право «на информирование соответствующими службами Университета о положении дел в сфере занятости и на содействие в заключении договоров с предприятиями, учреждениями, организациями о трудоустройстве после окончания учебы»;
к) право «на юридическое закрепление авторства на объекты интеллектуальной собственности»;
л) право «на обращение в профсоюзную организацию обучающихся в случае отчисления»;
м) право «на мотивированное представление о замене преподавателя»;
н) право «на переход с платной основы обучения на бесплатную в порядке, предусмотренном Уставом Университета».
Таким образом, на обсуждение членов Ученого совета представлен документ, не имеющий ничего общего с провозглашенным курсом на развитие демократии и общественного самоуправления, знаменующий возвращение Университета к временам авторитаризма, преследования за инакомыслие, расправ с неугодными. В новом Уставе целенаправленно принижается роль выборных органов управления и абсолютизируется административная составляющая. Подобное возможно в частной компании, но никак не в Санкт-Петербургском университете – ведущем университете России, в котором всегда уважались демократические принципы и академические свободы.
Профсоюзная организация работников СПбГУ «Универсант» Российского профсоюза работников культуры призывает членов Ученого совета СПбГУ, делегатов Конференции СПбГУ, преподавателей, сотрудников и студентов НЕ ДОПУСТИТЬ принятия нового Устава Санкт-Петербургского университета в редакции, предложенной ректоратом!
Считаем необходимым вынести Устав на обсуждение универсантов, доработать с учетом поступивших замечаний и только после этого ставить вопрос о его утверждении.
|