21.04.2011
ДАН СТАРТ РАЗДЕЛУ ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ
В распоряжении профкома ППО работников СПбГУ «Универсант» оказалась копия представления проректора по направлениям востоковедение, журналистика, искусства и филология С.И.Богданова, направленная им «В учебную комиссию СПбГУ». Из документа следует, что руководством СПбГУ дан старт кампании по разделу Факультета журналистики и организации на его базе Факультета прикладных коммуникаций СПбГУ.
То, что это будет именно раздел, становится ясно из первого абзаца документа. В состав нового факультета войдут действующие на Факультете журналистики кафедры Теории коммуникации, Связей с общественностью, Рекламы, а также несколько факультетских служб и подразделений.
Из представления мы узнаем целый ряд подробностей того, каким видится будущее нового факультета инициаторам проекта.
Так, например, на странице 3 мы читаем: «В случае выделения нового факультета предполагается при планировании и организации финансово-хозяйственной деятельности применять единую смету доходов и расходов по всем направлениям».
Здесь же, чуть ниже: «Для организации учебного процесса будут использованы площади и учебно-производственное оборудование, используемые в настоящее время на Факультете журналистики… Имеющийся в распоряжении аудиторный фонд и площади достаточны для реализации текущих и планируемых программ».
В отдельных случаях чтение документа вызывает улыбку, как это часто бывает при знакомстве с иными университетскими бумагами. Так, на первой странице представления нас убеждают, что: «Безусловно, создание Факультета прикладных коммуникаций позволит более эффективно развивать образовательный процесс, что приведет к дальнейшему росту популярности направлений, а следовательно и возрастанию конкурса среди абитуриентов».
А уже на второй странице публикуется «опровержение»: «…только на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета возможно подготовить межотраслевого специалиста, а существующая материальная база факультета позволяет организовать учебный процесс на принципиально более высоком уровне, нежели в других вузах города».
Подобные «ляпы» наглядно свидетельствуют, что никакой реальной необходимости в создании нового факультета нет. Речь идет об организации еще одного «бумажного» факультета, наподобие недавно созданного факультета стоматологии и новых медицинских технологий.
Мы попросили прокомментировать этот проект бывшего декана факультета журналистики М.А. Шишкину. Напомним, что Марина Анатольевна около 20 лет возглавляла факультет. Именно при ней он превратился в ведущее учебное заведение соответствующего профиля не только в Северо-Западном регионе, но и в России. Именно она стояла у истоков создания на факультете Кафедры связей с общественностью, а затем и кафедры Рекламы, пять лет являлась Президентом Российской Ассоциации по Связям с Общественностью (РАСО). По ее инициативе специальность «специалист по связям с общественностью» была введена в Единый тарифно-квалификационный справочник профессий РФ. Сегодня она – член Высшего экспертного совета РАСО:
«Этот надуманный раздел, проводимый людьми профессионально малограмотными и откровенно конъюнктурными – не что иное, как преступление перед коллективом и студентами факультета. У журфака ЛГУ-СПбГУ всегда была трудная судьба. Процессом обучения руководили из горкома и обкома партии, присылали деканов-варягов, сокращали набор до 35 человек. Но, несмотря на это, журфак всегда оставался единым организмом, он наращивал силу, научный потенциал, прирастал новыми кадрами и талантливыми студентами. Факультет не дробили и не делили даже в самые трудные постперестроечные времена, когда совсем не было денег. За эти годы не было отдано «ни пяди родной земли», тем более так суетливо и лживо, как это делается сегодня – без публичного и коллективного обсуждения, без учета мнений патриархов, коллег-практиков, студентов, всех, для кого журфак – настоящая альма-матер. Обоснование создания факультета «прикладной коммуникации» выполнено очень непрофессионально, представляет собой набор демагогических лозунгов, написанных людьми, мало знакомыми с существом профессии.
Причины раздела очевидны – пусть «на бумаге», но раздробить пока еще сильный и монолитный организм, дать «по портфелю» всем, кто верно служил Н.М.Кропачеву в последнее время. И неважно, что эти люди имеют такое же отношение к журналистике, рекламе и ПР, как вчерашний снег, не авторитетны на профессиональном поле и в студенческой аудитории – они верные приспешники больного режима.
Новые «бумажные» факультеты плодятся в одном здании, на одной площадке, обслуживаются одними и теми же людьми. Это как из отдельной квартиры вдруг сделать коммуналку – поистине менеджмент XXI века! «Потемкинские деревни» Президентского университета – другой ассоциации просто не возникает. Или нет, есть еще одна. 1916 год, клика Г.Распутина активно делит между собой государственные посты – к сожалению, на всех не хватает… В либеральном обществе рождается такой анекдот: «Для обеспечения должностями всех претендентов надо разделить Министерство путей сообщения на два. Одно назвать «Министерство ТУДЫ», другое - «Министерство СЮДЫ». Это очень похоже на наши новые факультеты.
Более года я нахожусь на расстоянии от всего, что происходит на родном факультете – мне легче, чем многим моим бывшим коллегам. Но, поверьте, со стороны гораздо виднее, насколько болен университет, насколько безнравственным стал климат в Альма матер.
Кто-то должен назвать вещи своими именами и заставить задуматься: не является ли университет заложником безумца?
Полный текст представления проректора С.И.Богданова.
|