22.09.2010
«ЕСЛИ БУНТ НЕВОЗМОЖНО ПРЕДОТВРАТИТЬ, ЕГО НАДО ВОЗГЛАВИТЬ…»
(еще раз о новых столовых и позиции руководства СПбГУ)
На прошлой неделе в университете произошло событие, значение которого еще предстоит оценить. В социальной сети «В Контакте» студентами создана группа «Бойкот столовым СПбГУ», объединившая за несколько дней более трех с половиной тысяч участников. Мы не можем припомнить другого случая столь массового протеста студентов и преподавателей за всю новейшую историю нашего вуза.
Сразу хотим опровергнуть появившиеся слухи о том, что данная акция была организована членами профсоюза «Универсант», что, дескать, это опять М.А.Шишкина «науськивает» студентов. Согласитесь, «подкупить» или «запугать» 3800 человек не под силу даже Марине Анатольевне. Появление данной группы доказывает, что происходящими в СПбГУ реформами недовольны не только «Петров, Шишкина, Самолетов», но и огромное число универсантов. Члены профсоюза «Универсант» выражают свою безусловную поддержку организаторам и участникам акции, однако никакого отношения к выступлению студентов не имеют.
4 сентября мы уже опубликовали на нашем сайте материал, посвященный работе новых университетских кафе. Возможно, он получился излишне эмоциональным. Но мы надеемся, что коллеги-универсанты, знакомые с историей взаимоотношений членов нашего профсоюза с ректоратом, простят нас за это. Честное слово, сдерживать эмоции с каждым разом становится все труднее.
В самом деле, разве можно без улыбки воспринимать оправдания представителей ректората, опубликованные в «Контакте»? И уж тем более их заявления о поддержке студентов в борьбе с «алчной» компанией-арендатором. Но ведь никто иной, как руководство университета, в первую очередь, несет ответственность за происходящее!
Напомним, в прошлые годы в университете был свой центр питания на базе «восьмерки», который обслуживал некоторые факультеты по вполне приемлемым ценам. На ряде факультетов работали кафе, организованные «внешними» фирмами-арендаторами, их работа особых претензий ни у студентов, ни у преподавателей не вызывала. Зачем понадобилось разрушать эту систему? Из сообщения на сайте университета можно понять только одно: это сделано, чтобы облегчить работу ректорату и «привести обслуживание к единому стандарту». Правда, каким будет этот стандарт, в сообщении не говорится, об этом мы узнали только сейчас…
Но коль скоро решение все же было принято, почему никто не позаботился о том, чтобы универсанты получили равноценную замену? Ведь именно руководство университета составляло необходимую документацию к проведению конкурса (в частности, проект договора аренды), по результатам которого ООО «ОМС-СПб Кейтеринг» объявлено победителем. Что мешало предусмотреть в договоре установку «кулеров-бойлеров» и продуктовых автоматов, удобные для всех часы работы кафе, просчитать необходимое количество точек питания, чтобы исключить очереди?
Думается, и вопрос о ценах также можно было отрегулировать, если бы этот вопрос кого-то в ректорате волновал. Но если для заказчика (СПбГУ) главное – получить максимально высокую арендную плату, то стоит ли удивляться, что цены в кафе взлетели до небес? Ведь арендатор должен как-то компенсировать свои издержки! Способ компенсации существует только один: «из кармана» универсантов.
Почему стоимость обеда в столовых большинства зарубежных вузов доступна даже самым малообеспеченным студентам? Да потому, что там вузы зарабатывают не на арендной плате, а на обучении и научных исследованиях. Одновременно предоставляя компаниям, обслуживающим основную деятельность вуза, максимально льготные условия.
Точно так же поступают и многие российские вузы. Участники группы «В Контакте» уже опровергли заявления проректора Г.С.Васильева примерами из практики работы ведущих российских университетов.
Но кто же превратил СПбГУ в этакую гигантскую жилконтору, где только и слышно, что о новых достижениях в области повышения доходов от арендной платы, экономии на электричестве и телефонных переговорах?
Конечно, немало вопросов можно и нужно задать представителям ООО «ОМС-СПб Кейтеринг». Качество блюд, размер порций, вежливость персонала, соблюдение санитарных норм – это, безусловно, сфера их ответственности.
Тем не менее, мы далеки от того, чтобы перекладывать всю вину за происходящее на компанию-арендатора.
На наш взгляд, ситуация вокруг университетских кафе является прямым следствием бездумной и непрофессиональной политики, проводимой ректоратом в последние два года, той самой политики, которая в итоге приводит к разрушению университета.
Ведь давно доказано, что система централизованного управления неэффективна по определению. И что любой монополизм неминуемо влечет за собой рост цен и снижение качества услуг.
Раньше хозяевами факультетов были деканы. Им проще заметить проблемы, существующие на факультете, они оперативнее могут принять решение. Выборность деканов заставляла их хоть в какой-то степени заботиться о том, чтобы работники и студенты не испытывали недостатка в самом необходимом.
Теперь участие деканов в организации финансово-хозяйственной деятельности на факультетах сведено на «нет». Их полномочия переданы «кустовым» проректорам. Зачем? Нам говорят, что это связано с принятием нового закона о двух университетах и другими изменениями в действующем законодательстве, согласно которым в университете теперь нет обособленных структурных подразделений. Пусть так, но ведь большинство документов у нас по-прежнему подписывает не ректор, а уполномоченные им должностные лица (те самые проректоры). Что же принципиально изменилось? Почему этими уполномоченными лицами, как и раньше, не могли оставаться деканы факультетов? Зачем вообще понадобилось создавать институт проректоров и ломать сложившуюся структуру управления университетом?
А может, все дело в том, что деканы, будучи фигурами избранными, обладали известной самостоятельностью и независимостью от ректора, в отличие от назначаемых проректоров? Может, кому-то просто захотелось сосредоточить в одних руках все финансовые потоки и всю финансово-хозяйственную деятельность университета?
Члены профсоюза «Универсант» от всей души желают студентам-организаторам акции успеха в переговорах с руководством СПбГУ и ООО «ОМС-СПб Кейтеринг» и удовлетворения всех их требований. Надеемся, что эти переговоры действительно приведут к конкретным результатам. Ведь нередко бывает и так: цены на пару недель снизятся, а затем, когда недовольство студентов утихнет, вновь начнут расти.
Со своей стороны, профсоюз «Универсант» требует от руководства СПбГУ обеспечить соблюдения норм действующего законодательства и положений Коллективного договора СПбГУ (пункты 5.4.1-5.4.3) в вопросе организации питания работников и студентов университета!
|